Модели и приборы

Парусная лодочка из бумаги

См. также главу Технические модели и приборы в книге
Кружок «Умелые руки»

Плавающую модель парусной лодочки делают из плотной бумаги, лучше всего чертежной.

Для корпуса лодки отрезают лист бумаги размером 17×100 сантиметров, складывают его пополам и графят на клетки со сторонами, равными 1 сантиметру. По клеткам наносят контуры корпуса лодки, размечают линии сгиба и проколы. Лишние куски бумаги по краям отрезают. Проколы делают кончиком ножа.

Затем корпус сгибают по пунктирным линиям, как указано на рисунке 135, и в четырех местах скрепляют бумажными клинышками. Их вырезают из кусочков бумаги размером 3×2 сантиметра. Сложенный вдвое клинышек продевают в прорез, протягивают, концы отгибают кверху и коротко обрезают ножницами 1.

1 Крепление частей модели клинышками можно заменить склеиванием.

На корме лодочки двумя такими же клинышками укрепляют сиденье. Его размечают по клеткам и вырезают из листка бумаги размером 7×4 сантиметра. Края сиденья с двух сторон подгибают и обхватывают ими отогнутые углы на корме.

Рис. 135

Рис. 135. Бумажная парусная лодочка:

бумагу сгибать по пунктирным линиям, заштрихованные места обрезать.

Посреди лодочки устанавливают поперечную перекладину — банку. Ее делают из полоски бумаги, сложенной втрое. В центре банки делают прорез длиною в 1 сантиметр. Узкие края полоски отгибают вниз и скрепляют клинышками с бортами лодочки.

В прорез банки вставляют мачту — сложенную втрое полоску бумаги с заостренными краями. Нижний конец ее упирается в дно лодочки.

По рисунку вырезают парус, его углы слегка округляют. Верхним отверстием парус надевают на мачту, изгибают его, выступы нижней части прикрепляют клинышками к отогнутым полоскам на корме.

Желательно покрыть лодочку масляным или нитролаком, олифой или нитрокраской. На дно лодочки насыпают слой песка или мелкой гальки, чтобы корпус погрузился в воду приблизительно до половины. Сверху этот слой балласта можно прикрыть бумагой. По бортам, на уровне погружения их в воду, проводят ватерлинию.

Конструкция такой лодочки впервые разработана в судомодельной лаборатории Московского городского дома пионеров.

Контурные модели кораблей

На листе бумаги, разграфленном на клетки со сторонами в 1 сантиметр, вычерчивают контуры кораблей, как указано на рисунке 136. Рисунок переводят на фанеру и выпиливают по контурам лобзиком.

Таким же способом переводят на фанеру и выпиливают основание модели с отверстиями для крепления корпуса. Основание лучше сделать из фанеры потолще или из тонкой дощечки.

Ребро нижнего края контура смазывают казеиновым клеем и вставляют выступами в отверстия основания. Для прочности можно скрепить контур и основание также рейками, проклеенными вдоль контура с обеих сторон.

Всю модель — корпус и основание — после тщательной зачистки окрашивают два-три раза масляной или нитрокраской; контур и верхнюю сторону основания — в серый цвет, ребра и низ основания — в красный или черный. Из проволоки же на модели крейсера делают дула орудий.

Рис. 136

Рис. 136. Контурные модели кораблей:

1 — крейсер «Аврора»; 2 — ледокол; 3 — транспорт.

Контурную модель можно сделать самоходной. Для этого снизу основания надо установить руль, гребной винт и резиновый мотор. Размеры и способы соединений их показаны на рисунке 137.

Руль вырезают из жести. Один конец его закругляют, второй загибают в трубочку по гвоздю. Желательно шов трубочки пропаять.

Гвоздь забивают в основание модели у кормы, надев на нею сверху руля жестяную шайбочку или стеклянную бусинку.

Немного отступя от руля, к основанию прикрепляют мелкими гвоздями держатель гребного винта. Держатель изгибают из полоски жести, вырезанной по рисунку. В средний сгиб вкладывают временно гвоздь, чтобы получилась трубочка для вала. Соприкасающиеся стороны держателя припаивают друг к другу. В отогнутых под прямым углом концах пробивают отверстия для гвоздей. Можно сделать держатель и деревянный: вырезать колодочку и просверлить или прожечь в ней отверстие для вала. Колодочку приклеивают к основанию модели казеиновым клеем.

Гребной винт делают из проволоки или канцелярской скрепки. Из жести вырезают двухлопастный гребной винт. В центре его пробивают отверстие для вала, а лопасти изгибают — развертывают примерно на 45°. На конец вала надевают стеклянную бусинку или две жестяные шайбочки, а затем винт. Кончик вала сгибают под прямым углом и припаивают к винту. Свободный конец вала продевают в трубочку держателя и сгибают крючком.

Немного отступя от носа модели, прибивают второй держатель — для заводной ручки. Его делают так же, как и первый, только меньших размеров. В этот держатель продевают проволочную ручку, согнутую по рисунку.

Мотор изготовляют из нескольких резиновых нитей: например, берут четыре нити сечением 1×1 миллиметр или две ленточки сечением 2×1 миллиметр. Длина мотора равна расстоянию между крючками гребного вала и заводной ручки. Концы нитей загибают и связывают нитками, чтобы получились петли. Этими петлями мотор надевают на крючки.

Рис. 137

Рис. 137. Устройство резинового мотора, руля и гребного винта плавающих моделей.

Чтобы запустить модель, заводную ручку оттягивают вперед и делают около 150 оборотов в одном направлении. Затем, придерживая рукой винт, ручку отпускают. Она притягивается резиной к держателю и застопоривается. Модель ставят на воду, освобождая винт. Направление движения регулируют, соответственно установив руль.

Подобное же устройство резинового мотора, гребного винта и руля применяют на других плавающих моделях. Можно обойтись без заводной ручки, если гребной винт вынести за корму и вращать его рукой для заводки мотора.

Глиссер с резиновым мотором

Модель глиссера с резиновым мотором строят в основном из тонкой фанеры, лучше всего миллиметровой. Глиссер скользит по поверхности воды, почти не погружаясь в нее. Чем легче по весу модель, тем лучше она движется.

По сетке, сторона каждой клеточки которой равна 1 сантиметру, размечают и выпиливают из тонкой фанеры палубу, дно и два борта модели.

Дно глиссера неровное, оно имеет уступ — редан. Поэтому дно модели состоит не из одной, а из двух дощечек.

Из фанеры или дощечки толщиной около 5 миллиметров выпиливают поперечную перегородку — шпангоут — и сиденье, а из трехслойной фанеры — два подкоса для крепления подшипника винта.

Из липового брусочка толщиной 10 миллиметров вырезают задний борт — корму. Одну сторону его сострагивают на конус так, чтобы верхний край получился толщиной в 5 миллиметров. Из березы вырезают носовую бобышку треугольного сечения 5×5 миллиметров. Если есть возможность, ее лучше также выпилить из липы, но пригодна и сосновая.

Детали модели соединяют мелкими гвоздями и клеем. При сборке частей модели, в случае необходимости, некоторые из них подрезают, подгоняя так, чтобы они плотно прилегали друг к другу.

Ко дну носовой части модели прикрепляют бобышку узким концом. На переднем, широком краю кормовой части дна устанавливают поперечную перегородку (шпангоут), а на заднем краю — кормовой бортик, длинной стороной вниз. Снизу под шпангоутом поперек дна и у самого края его укрепляют брусочек сечением 14×5 миллиметров. Этот брусочек образует на дне модели выступ.

По продольным краям обеих частей дна укрепляют рейки сечением 5×5 миллиметров. Рейки для носовой части требуется изогнуть по форме носа.

Задний конец носовой части дна соединяют с кормовой частью, прикрепив его к поперечному брусочку (уступу).

Затем устанавливают борта, прикрепляя их к носовой бобышке, рейкам, шпангоуту и кормовому бортику. На корме к бортам прикрепляют подкосы для винта. Сверху настилают палубу. В прорезе ее закрепляют сиденье.

Готовый корпус окрашивают два-три раза масляной, эмалевой или нитрокраской, швы предварительно шпаклюют. Дно и нижнюю часть бортов лучше окрасить синей или красной краской, палубу и верхнюю часть бортов — белой или светлоголубой.

Рис. 138

Рис. 138. Модель глиссера с резиновым мотором:

1 — палуба; 2 — носовая часть дна; 3 — кормовая часть дна; 4 — борт; 5 — поперечная перегородка (шпаигоут); 6 — сиденье; 7 — подкос; 8 — кормовой бортик; 9 — носовая бобышка; 10 — подшипник оси винта ; 11 — руль; 12 — воздушный винт; 13 — резиномотор.

Между верхними концами подкосов закрепляют бобышку — подшипник для винта, просверлив в нем продольное сквозное отверстие. Боковые стороны подшипника для мотора укрепляют на носу модели — забивают в носовую бобышку.

Мотор делают из 8—10 резиновых нитей сечением 2×2 миллиметра или 1×4 миллиметра. Концы нитей связывают петлей и надевают на крючки.

При установке винта и мотора необходимо проследить, чтобы ось винта располагалась на одной прямой линии с мотором. Этого можно достичь соответствующей установкой подшипника.

Остается приделать к глиссеру руль. Его можно сделать неподвижным: вырезать из фанеры и прикрепить при помощи угловых реечек к корме. В таком случае глиссер будет двигаться только по прямой линии. Но лучше вырезать руль из жести и закрепить подвижно на проволочной скобе. Руль режут под таким углом, чтобы он плотно прилегал к подкосам.

Воздушный винт выстрагивают ножом из дощечки толщиною в 15 миллиметров. Как сделать винт, смотрите на странице 260.

Винт надевают на проволочную ось. Конец ее заостряют, сгибают по форме буквы «Г» и забивают в среднюю часть (ступицу) винта. С другой стороны винта на ось надевают стеклянную бусинку или две жестяные шайбочки. Ось продевают в отверстие подшипника и на конце ее сгибают крючок для резиномотора. Второй проволочный крючок вбивают в кормовой бортик.

Подкосы, подшипник и деревянный руль окрашивают под цвет модели.

Для заводки мотора рукой вращают винт, делая до 300 оборотов. Модель ставят на поверхность воды, придерживая винт, а затем его отпускают.

Такую модель могут построить школьники 5-х классов, уже имеющие некоторый опыт в изготовлении моделей. Конструкция глиссера упрощается, если дно сделать ровным, без выступа.

Подводная лодка

Пятиклассники могут сделать и другую интересную модель — подводную лодку. Конструкция этой модели разработана Центральной морской модельной лабораторией ДОСААФ СССР.

Из плотной бумаги или из тонкого картона вырезают шаблоны корпуса лодки: «вид сбоку» и «вид сверху» (палуба). Для этого лист бумаги размером 30×8 сантиметров графят на квадратики со сторонами, равными 1 сантиметру. По сетке чертят шаблоны, изображенные на рисунке 139 (2), и вырезают их. На вырезанных шаблонах размечают пронумерованные поперечные линии, а на шаблоне «вид сверху» — также внутренние продольные линии (они являются границей палубы).

Из толстого картона или тонкой фанеры вырезают пять других шаблонов, необходимых для обработки поверхности корпуса. Эти шаблоны на рисунке 140 (7) изображены в полную величину. Такими их и надо сделать. Каждый шаблон нумеруют.

Рис. 139

Рис. 139. Модель подводной лодки:

1 — общий вид лодки; 2 — шаблоны корпуса лодки; 3 — основные детали лодки: А — рубка; Б — вертикальный руль; В — кормовые горизонтальные рули; Г — носовые горизонтальные рули; Д — гребной винт; Е — кронштейн вала гребного винта; Ж — балласт; З — резиномотор.

Корпус лодки вырезают из бруска сухой древесины (лучше всего липы, но можно и сосны или осины) длиной 280 миллиметров, высотой 25 миллиметров и шириной 21 миллиметр. По бокам с двух сторон к бруску прикладывают и обводят карандашом шаблон корпуса «вид сбоку», а сверху и снизу — шаблон «вид сверху». Рубанком и ножом брусок обстрагивают по контурам шаблонов.

Затем шаблон «вид сверху» обрезают по линиям палубы. Оставшуюся часть шаблона (палубу) снова прикладывают к верхней стороне бруска и обводят карандашом. Со всех сторон бруска размечают также пронумерованные поперечные линии.

Теперь корпус надо обработать острым ножом — закруглить борта. Они должны иметь такую форму, как вырезы в пронумерованных шаблонах. Корпус начинают обрабатывать с середины, где помечена поперечная линия 3. При этом пользуются шаблоном № 3. Корпус обрезают так, чтобы шаблон № 3 плотно прилегал к нему по линии 3. Верхний выступ шаблона должен опереться на палубу.

Затем таким же образом обстрагивают корпус с обеих сторон до линий 2 и 4, прикладывая здесь шаблоны № 2 и № 4. Цифры, которыми обозначены линии, соответствуют номерам шаблонов. После обработки корпуса по шаблонам № 1 и 5 оставшиеся концы обрезают по рисунку. Готовый корпус зачищают напильником и шкуркой, а затем окрашивают один-два раза масляной или нитрокраской.

Из жести вырезают вертикальный и горизонтальные рули, гребной винт и кронштейн для вала, а из проволоки толщиной в миллиметр или немного больше — оси рулей, гребной вал (не загибая пока крючка на нем) и крючки для резиномотора. Эти детали на рисунке 140 изображены в полную величину. Размещение их на корпусе модели производят по рисунку 139.

Сбоку корпуса возле носа и кормы прокалывают или пробивают сквозные отверстия, в которые вставляют оси горизонтальных рулей. Они должны туго поворачиваться. Рули припаивают к выступающим концам осей. На кормовой части к корпусу снизу мелкими гвоздиками прибивают кронштейн, согнутый из полоски жести по рисунку 140 (8).

Лопасти гребного винта изгибают под углом около 40°. В центре винта пробивают отверстие, этим отверстием винт насаживают на конец гребного вала и припаивают. Затем на вал насаживают стеклянную бусинку и вставляют его в кронштейн. Бусинка должна поместиться между винтом и кронштейном. Другой конец вала сгибают крючком. На него потом будет надет резиномотор. Второй крючок для резиномотора укрепляют в проколе, сделанном шилом в носовой части корпуса. В кормовой части делают прокол кончиком ножа и вставляют здесь вертикальный руль.

Из деревянного брусочка вырезают по рисунку 139 рубку и укрепляют ее на палубе. Перископ изображают кусочком проволоки.

Чтобы модель не переворачивалась в воде, в днище ее закрепляют балласт — пластинку свинца (примерные размеры ее 75×4×2 миллиметра) или другого металла. Пластинку сперва привязывают к днищу нитками. Модель ставят на воду. Она должна погрузиться в воду до палубы, нос и корма должны быть на одном уровне. Балласт уменьшают и увеличивают, а также передвигают взад или вперед, пока модель не будет держаться на воде в нужном положении. После этого в днище корпуса делают прорез, туго вставляют в него подобранную металлическую пластинку и закрепляют ее гвоздиками.

Рис. 140

Рис. 140. Модель подводной лодки:

1 — шаблоны для обработки поверхности корпуса; 2 — разметка корпуса на бруске и проверка шаблонами отработанного корпуса; 3 — горизонтальные рули; 4 — оси горизонтальных рулей; 5 — гребной винт; 6 — передний крючок резиномотора; 7 — вал гребного винта; 8 — кронштейн гребного винта; 9 — вертикальный руль; 10 — ручка для заводки резиномотора.

Готовую модель еще раз окрашивают: палубу и рубку — голубой или светлосерой краской, подводную часть — черной.

Мотор делают по длине корпуса из резиновой ленты сечением 1×3 или 1×4 миллиметра. Концы ленты завязывают петлями и надевают их на крючки. Чтобы завести мотор, его снимают с переднего крючка, растягивают приблизительно вдвое и закручивают на 350—400 оборотов: один из кружковцев держит модель в руках, придерживая винт, а другой закручивает мотор. Это удобнее делать с помощью ручки, изображенной на рисунке 140 (10). Затем мотор снова надевают на крючок, модель ставят на воду и отпускают винт. Модель поплывет. Если предварительно наклонить вперед на 5—8° носовые горизонтальные рули, то модель погрузится в воду и всплывет снова на поверхность, когда резиномотор раскрутится. Слегка отгибая в стороны вертикальный руль, регулируют направление движения модели. Погружение модели объясняется тем, что ее удельный вес приближается к удельному весу воды, а движение благодаря повороту горизонтальных рулей направлено под углом вниз. Как только мотор перестает работать, движение модели, а следовательно, и действие рулей прекращается. Модель, сделанная в основном из дерева, всплывает.

В беседе следует в общих чертах познакомить членов кружка с тем, как погружаются и всплывают настоящие подводные лодки, а также с тем, какими двигателями они оснащены.