Приготовление клея

См. также главу Клейстер или клей для работы с бумагой и картоном и главу Клей для склеивания древесины в книге
Кружок «Умелые руки»

Юным мастерам часто придется во время работы пользоваться клеем и клейстером. При обращении с клеем им надо усвоить следующие общие правила:

Готовым клеем пользуются редко. В большинстве случаев его приготовляют сами. Этому надо научить и всех членов кружка «Умелые руки».

Клейстер

Клейстер приготовляют из картофельной муки — крахмала. Картофельную муку насыпают в алюминиевую или эмалированную посуду, в нее подливают немного холодной воды, и все тщательно размешивают деревянной палочкой: получается похожая на сметану густая масса. В полученную массу тонкой струей льют кипяток. Массу непрерывно размешивают, чтобы в ней не образовались комки. Кипятку вливают приблизительно в десять раз больше, чем крахмала. Скоро крахмал заварится — станет прозрачным и студенистым. В него подливают еще немного кипятку, чтобы клейстер получился не слишком густой, и ставят стынуть. Для работы лучше всего пользоваться теплым клейстером. Образовавшуюся па его поверхности при остывании пленку следует удалить.

Клейстер можно приготовить также из просеянной ржаной или пшеничной муки. Заваривают его, как крахмал, или другим способом: засыпают муку в кипящую или теплую воду и затем, нагревая на слабом огне, все время помешивают. Воды для мучного клейстера требуется меньше, чем для крахмального.

Клейстер, особенно в жаркую погоду, быстро закисает и становится непригодным для работы: мучной — на следующий день, а крахмальный — через 4—5 часов. Поэтому клейстер заваривают только перед началом работы и в необходимом количестве.

Декстриновый клей

Для склеивания бумаги и картона пользуются также декстриновым клеем. Он хорошо клеит, прозрачен, долго сохраняется в стеклянных, плотно прикрытых банках.

Декстриновый клей продается в виде густой пасты (фотоклей) или в порошке белого и желтого цвета. Порошок декстрина — это особым образом обработанный крахмал.

Желтый декстрин разводят в холодной воде комнатной температуры. На 50 граммов порошка берут приблизительно полстакана воды. Полезно, но не обязательно, добавить сюда еще граммов 10 сахара, тогда клейкость декстрина повысится. Порошок, залитый водой, тщательно перемешивают в стеклянной или эмалированной посуде, образовавшиеся комки растирают.

Белый декстрин разводят так же, но затем обязательно подогревают на слабом огне, размешивая. Когда порошок растворится и на поверхности клея начнут появляться пузырьки воздуха, нагревание прекращают. При продолжительном нагреве и при высокой температуре (более 90 градусов) клей становится темным, поэтому кипятить его нельзя.

Готовый клей полезно процедить сквозь чистую марлю. При продолжительном хранении в него надо влить несколько капель карболовой кислоты или формалина. Если клей получился слишком густым, его разбавляют холодной кипяченой водой. Если же, наоборот, хотят получить густой клей, в него добавляют немного глицерина.

Вишневый клей

Вишневый клей обладает очень хорошими качествами. Он клеит бумагу гораздо прочнее, чем клейстер или декстриновый клей. Получить вишневый клей легко там, где растут вишня, слива или абрикосы. На стволах этих деревьев образуются бугорки прозрачной смолы — камеди. Из нее и приготовляют этот клей.

Собранную камедь очищают от кусочков коры, высушивают и толкут в порошок, который может долго храниться в стеклянной посуде. Этот порошок и клей из него известны также под названием гуммиарабик. Иногда гуммиарабиком неправильно называют конторский клеи; но он изготовляется не из камеди и для поделок кружка «Умелые руки» непригоден, так как от него желтеет бумага.

Чтобы приготовить вишневый клей, кусочки свежей камеди или порошок из нее заливают теплой водой. Через несколько часов камедь полностью растворится и клеем можно пользоваться.

Столярный клей

Лучший клей для дерева — столярный. Он изготовляется из разваренных костей, копыт, обрезков кожи и продается в виде плиток коричневого цвета. Чем светлее, прозрачнее и тверже плитки, тем выше качество клея.

Столярный клей приходится варить. Для этого нужна специальная клеянка. Она состоит из двух сосудов: меньший вставлен в больший и не касается его дна. Клей кладут в меньший сосуд, а в больший наливают воду. При подогреве сосуд с клеем соприкасается не с огнем, а только с горячей водой. Благодаря этому клей не подгорает и не прилипает ко дну. Самодельную клеянку легко изготовить из двух консервных банок. Меньшую банку обматывают ниже ободка проволокой, делая с двух сторон отводы. Этими отводами банка держится «на весу» в другой, большей банке. Один из отводов служит также рукояткой.

Чтобы развести плитку столярного клея, ее, завернув в тряпку, разбивают молотком на мелкие кусочки.

Кусочки клея кладут в клеянку (в меньший сосуд) и заливают водой комнатной температуры так, чтобы она слегка покрывала клей. До следующего дня клей размокает в воде (на это требуется 8—12 часов), после чего его можно варить. В большой сосуд до половины наливают воду, вставляют в него меньший, с клеем, и помещают клеянку на огонь.

Рис. 48

Рис. 48. Клеянки:

1 — электрическая; 2 — обыкновенная (для любого нагрева); 3 — самодельная; 4 — подставка для самодельной клеянки.

Удобно пользоваться для этой цели электрической плиткой. Если клей варится на примусе, не надо давать слишком сильное пламя.

Клей варят до тех пор, пока он весь не растворится в воде и не превратится в однородную жидкую массу. Нельзя допускать, чтобы клей кипел, так как после кипения он хуже клеит. Готовый клей не должен быть слишком густым. Если опустить в него и затем вынуть палочку, то клей должен медленно стекать с нее непрерывной струйкой, а не падать крупными каплями. В густой клей во время варки добавляют воды.

Столярный клей боится сырости, он разбухает от влаги. Когда приходится им клеить, например, плавающие модели, то в горячий клей надо добавить до одной четверти натуральной олифы или льняного масла. Тогда клей будет водоустойчив.

Столярным клеем пользуются, когда он горячий. Каждый раз перед началом работы его подогревают. Но при частом разогреве клей теряет свои клеящие качества. Поэтому не следует за один раз разводить много клея. Кроме того, следует учесть и то, что в железном сосуде клей быстро темнеет, приобретает грязный вид. Лучшие клеянки — медные.

Оставляя клей в клеянке, его заливают сверху тонким слоем холодной воды и хранят в прохладном месте не более 2—3 дней. Перед разогреванием клея воду сливают.

Клей нельзя хранить в клеянке продолжительное время: он загнивает. Предупредить загнивание можно добавлением небольшого количества формалина.

Немножко жидкого столярного клея добавляют иногда к клейстеру или к вишневому клею для большей прочности склеивания.

Казеиновый клей

Для склеивания дерева пользуются также казеиновым клеем. Его просто приготовить, он надежно склеивает и не боится сырости.

Казеин получается путем химической обработки остатков обезжиренного молока. Для получения клея к казеину добавляют щелочи. Попадая на кожу, казеиновый клей вызывает раздражение. Поэтому обращение с казеиновым клеем должно быть особенно аккуратным.

Казеиновый клей продается в виде сухого порошка белого или желтого цвета разных оттенков. Лучший казеин — белый или светложелтый, марки «ОБ» или «Экстра».

Казеин разводят в стеклянной посуде или в консервной банке. В посуду наливают холодную воду комнатной температуры, в полтора-два раза больше, чем разводимого порошка. Затем в воду засыпают тонкой струей казеин, непрерывно размешивая его деревянной палочкой. Размешивать следует около часа — до тех пор, пока не получится однородная масса густоты жидкой сметаны. Когда разведенный клей отстоится, с поверхности его снимают пену. После этого клеем можно пользоваться в течение 4—6 часов. Затем клей затвердевает и становится непригодным.

Целлулоидный клей

Целлулоидным клеем можно прочно склеивать самые разнообразные материалы: бумагу, картон, ткани, дерево. Этот клей очень быстро высыхает и не боится воды. Во всех случаях, когда изделия будут соприкасаться с водой (например, плавающие модели), их лучше склеивать именно этим клеем.

Чтобы приготовить целлулоидный клей, берут старую, отработанную фотопленку. В горячей воде, с добавлением небольшого количества соды, смывают с пленки эмульсию. Чистую пленку разрезают на мелкие кусочки, их бросают в стеклянную посуду и заливают в три раза большим количеством растворителя — ацетоном или грушевой эссенцией. Склянку плотно закрывают. Через несколько дней целлулоидная пленка целиком растворится. Чтобы ускорить процесс растворения, склянку время от времени встряхивают.

Целлулоид и ацетон — легко воспламеняющиеся вещества. Их, как и готовый клей, держат вдали от огня и от электрических нагревательных приборов. Руководитель кружка должен разрешать ребятам приготовлять этот клей и пользоваться им только под своим наблюдением. Ацетон также легко испаряется. Испарения его в большом количестве вредны для дыхания. Поэтому целлулоидный клей держат в тщательно закрытой склянке, время работы с ним максимально сокращают, а помещение потом хорошо проветривают.

Готовый целлулоидный клей продается под названием универсального клея «Геркулес».

Можно пользоваться и другими готовыми клеями, имеющимися в продаже. Для всевозможных материалов пригоден, например, клей «Экстра», «Универсальный» и другие.